👓
Дать объявление без регистрации на сайте
🖊️
Дать объявление из личного кабинета на сайте
🚜
Выбрать категорию
к перечню статей блога

Обзор тракторов Кировец

от прошлого к настоящему

⌛ 7 мин.
📅 13 января 2022 г. 23:07

Одной из самых востребованных тракторных марок, которую ищут фермеры на просторах интернета и, в частности, на сайте Технорадар, является Кировец. Это достаточно просто объяснить - тракторы Кировец по праву занимают лидирующее положение на рынке тракторов России.

Купить трактор Кировец или купить трактор Версатайл (ныне Ростсельмаш) или купить Джон Дир — это отличная инвестиция в развитие своего фермерского хозяйства. В этом обзоре мы пройдемся по всем основным поколениям и моделям тракторов Кировец и более подробно остановимся на современных моделях.

Оглавление

Немного истории Завода

Тракторы Кировец производились и продолжают производится в Санкт-Петербурге. Завод-производитель до середины 90-х годов прошлого столетия назывался Кировский завод, затем Кировский завод стал холдингом и свое тракторное производство выделил в отдельное предприятие, которое и по ныне называется Петербургский тракторный завод (далее ПТЗ) (https://kirovets-ptz.com).

Кировский завод - поистине легендарное место для российского машиностроения. Предприятие основано в 1801 году, ему сейчас 221 год и оно старше, чем Джон Дир (1837). Становление и бурное развитие этого предприятия тесно связано с личностью Путилова. Подробно со славной историей Кировского завода можно познакомиться на этой странице https://kzgroup.ru/companiya/istoriya/.

Кратко о важных вехах развития Кировского завода:

  • производство артиллерийских ядер
  • производство паровозов
  • поп Гапон и кровавое воскресенье
  • художественное литье чугуна для города
  • борьба за выживание после масштабного наводнения
  • производство вагонов
  • первый российский рельс
  • открыты первые социальные объекты для рабочих - больницы, школы, сады, парки, библиотека
  • выпуск эскадренных миноносцев
  • производство городских трамваев
  • революция 1917
  • начало производства первых российских тракторов Фордзон
  • начало выпуска первых российских танков
  • защита Ленинграда во время Великой отечественной войны
  • перевоз части мощностей по производству танков в Челябинск
  • атомный ледокольный флот
  • выпуск тракторов Кировец - 1962 год
  • производство танков, шасси для артиллерийских систем и систем ПВО
  • становление предприятия после распада СССР

Удивительная и героическая судьба, которая плотно переплетена с развитием России. Завод, который заслуживает уважения и внимания.

Обзор поколений тракторов Кировец агроназначения

Предлагаю таблицу с моделями тракторов Кировец и годами их выпуска.

Серии и модели

Мощность

Годы производства

Примечание

K-700

210/220 лс

1962 - 1975

серийно начали производить их в 1964 году

K-700A

225/235 лс

1975 - 2002

 

K-701

300 лс

1975 - 2002

 

K-710

500 лс

1980

модель не стала серийной, было выпущено несколько опытных машин

K-701M

335/350 лс

1988 - 2000

 

K-734

250 лс

1995 - 2000

модель была ориентирована на рынок Германии, в Россию не поставлялась

K-744

350 лс

1995 - 2000

модель была полностью создана для рынка Германии, в Россию не поставлялась

K-744A

250 лс

1995 - 2000

модель была ориентирована на рынок Германии, в Россию не поставлялась

серия K-744Р,

модель К-744Р1

модель К-744Р2

модель К-744Р3

модель К-744Р3-1

модель К-744Р4

300 лс

300/354 лс

390/400 лс

420/428 лс

420/428 лс

2000 - 2018

ранее выпускавшиеся машины для Германии были адаптированы под Россию и СНГ

серия K-7,

модель К-730

модель К-735

модель К-739

модель К-740

модель К-742

300 лс

300/354 лс

390 лс

400 лс

420/428 лс

2018 - 2019

Завод в новом подходе к формированию моделей использовал первую цифру от названия серии, а две следующие цифры как десятки лошадиных сил мощности указанной модели трактора.

серия K-7М,

модель К-730

модель К-735

модель К-739

модель К-740

модель К-742

300 лс

300/354 лс

390 лс

420 лс

420/428 лс

2020 - настоящее время

новейшее поколение тракторов Кировец, сейчас выпускается серийно

K-743

435 лс

2017 - настоящее время

трактор сделан для рынков с экологическим стандартом Stage 4

K-3180 ATM

180 лс

2004 - 2008

совместное производство с компанией АТМ, которое было перенесено на новую площадку и под новым брендом Террион

K-745

495 лс

2005

опытная машина для зарубежных рынков, не стала серийной

K-5280 ATM

280 лс

2007 - 2008

совместное производство с компанией АТМ, которое было перенесено на новую площадку и под новым брендом Террион

К-424

240 лс

2017 - 2019

Завод в новом подходе к формированию моделей использовал первую цифру от названия серии, а две следующие цифры как десятки лошадиных сил мощности указанной модели трактора.

К525

250 лс

2020 - настоящее время

Завод в новом подходе к формированию моделей использовал первую цифру от названия серии, а две следующие цифры как десятки лошадиных сил мощности указанной модели трактора.

Первая модель трактора Кировец была разработана в 1962 году. С тех пор на Заводе в Санкт-Петербурге было выпущено почти 500 000 тракторов под брендом Кировец. Львиная доля их сельскохозяйственные. Промышленные машины в структуре производства не превышают и 10%. На экспорт за пределы бывшего СССР было отправлено по разным подсчетам от 12 000 до 15 000 штук.

Для шарнирно-сочлененных тракторов — это рекорд, с ним могут потягаться только харьковские тракторостроители, но их трактор значительно меньше по размерам и мощности.

В пике (с 1979 по 1990 год) завод производит 20 000 – 23 000 тракторов Кировец в год. Затем резкое падение, к 1994 году завод уже производил не более 1500 единиц. На новый уровень объемов производства завод вышел в 2016 году, когда отметка в 2000 единиц была преодолена, а текущий рекорд относится к 2021 году – по разным оценка объем производства составил 3000-3300 единиц сельскохозяйственных тракторов Кировец.

Без сравнения с мировым рынком мощных машин сложно оценить такие числа. Скажу лишь, что по оценкам экспертов спрос на рынке тракторов от 300 лс в мире ежегодно колеблется в пределах 15-20 тыс. штук.

Агротракторы Кировец до 2002 года

До 2002 года петербургские тракторостроители производили тракторы нескольких поколений. Изменения моделей были достаточно плавные и эволюционные.

Отдельно хотелось бы отметить, что в судьбе Кировца был ряд моделей, которые так и не стали серийными. Они, как принято говорить в мире автопрома, остались в истории концептами, на базе которых были отработаны идеи. Эти машины не будем в данном обзоре трогать, их упомянули в таблице со всеми моделями.

Напомню хронологию производства тракторов в это время.

Модель

1962

1975

1980

1988

1995

2000

2002

К-700

             

К-700А

             

К-701

             

К-701М

             

К-734

             

К-744

             

К-744А

             

К-700

к-700

Модель К-700 стала революционной для советского, да и мирового, тракторостроения. Почему для мирового? Потому что на тот момент лишь у некоторых тракторостроителей были первые попытки сделать аналогичные машины, но они как правило не были крупносерийными и для меньшей мощности двигателя, а некоторые даже без кабины.

Итак, что такого нового было в тракторе Кировец? Прежде всего мощность и производительность. Мощность ярославского 12 цилиндрового двигателя составляла 210 лс. Массовый трактор тех времен, используемый как основной, это был гусеничный ДТ-54. Трактор Кировец К-700 практически в три раза был производительнее и комфортнее!

Уникальна для отрасли была и колесная схема трактора. Это был не классический трактор, у которого 70% массы приходилось на задний мост. Это было более сбалансированное решение - развесовка 50 на 50 (почти). Это обстоятельство позволяло увеличить сцепные свойства колес и таким образом увеличить тяговые возможности. Конечно, и размер колес пришлось увеличивать.

И в конечном счете, чтобы управлять таким трактором пришлось полностью изменить его принцип поворота. Так как двигатель был слишком большим, чтобы сделать классический поворот, то трактор сделали шарнирно-сочлененным. Это решение дало маневренность сопоставимую с классическими машинами и повышенную проходимость, которая позволяла без труда выбраться из колеи. Минусы тоже нашлись - невозможно эффективно работать в операциях по обработке рядковых культур.

Этот минус было решено отдать на откуп небольшим классическим тракторам.

Трактор К-700 механизаторам полюбился с самого первого взгляда. На нем и выработка больше, а значит и зарплата больше, но и вибрации и шума меньше, чем на гусеничных машинах.

Ходит легенда, что его агрономы невзлюбили, потому как он переуплотнял почву. Уверен, что это байки. Кировец на почву давит не больше и не меньше, чем трактор МТЗ. Многие забывают, что давление — это отношение массы к площади контакта.

К-700А и К-701

к-701

Модели К-700А и К-701 стали логическим продолжением тракторов К-700. Эти тракторы имели существенные отличия от К-700:

  1. увеличение мощности: К-700 - 220 лс, К-700А - 235 лс и К-701 - 300 лс
  2. подросла и масса тракторов для увеличения сцепных сил
  3. убрали рессоры
  4. вместо одного бака разместили по бокам два для сохранения сбалансированной развесовки как в начале смены, так и в конце
  5. изменение внешнего вида
  6. колеса стали шире и больше в диаметре - что привело к росту ширины трактора и необходимости дополнительного согласования выезда на дороги общего пользования
  7. усилен шарнир и полурамы - теперь можно ставить на заднюю полураму погрузочное оборудование
  8. ну и, пожалуй, самое важное изменение - появилась возможность переключения передач без потери мощности внутри диапазона
  9. рабочая скорость увеличилась с 30 до 34 км/ч

Все изменения были направлены на увеличение тяговой мощности трактора и универсальности.

С небольшими изменениями машины К-700А и К-701 серийно производились до 2002 года! То есть 27 лет.

И еще один факт - на экспорт эти тракторы уходили не под маркой Кировец, а под маркой Belarus модели 7100 и 7111. Погуглите эти машины. Кстати, тракторы ХТЗ также под этим брендом экспортировались. Такие решения принимались на уровне государства, которому принадлежала монополия на экспорт.

К-701М

к-701м

Следующая модель, выпущенная на идеологии Кировца — это К-701М и ее модификация М1 (название прямо как новейший чип от Apple). Основное отличие машины от предыдущих - увеличение мощности двигателя и повышение комфорта тракториста, прежде всего, благодаря возвращению подвески переднего моста. В дальнейшем он был взят за основу при создании моделей К-702 и К-703 — это дорожно-строительные и промышленные машины.

Провал стратегии освоения зарубежных рынков

Стоит упомянуть, что постсоветская эпоха была ознаменована достаточно сложными реформаторскими процессами. Приходилось по всем направлениям перестраивать завод.

В последние годы СССР Кировский завод ежегодно по 20 000 тракторов Кировец выпускал. А сразу после распада союза темпы начали резко сокращаться. 5000, 3000 и вот уже 1500 тракторов.

В таких реалия руководство завода понимает, что производство надо перестраивать на новые объемы, на иные технологии. Надо искать новые рынки сбыта, потому как внутренний рынок был перенасыщен тракторами Кировец, объемы производства которых были раздутыми еще в эпоху СССР в кабинетах министерств. Внутренние сельхозпредприятия, став на полный хозрасчет, сразу оценили, что покупка столь частая и в таком количестве как ранее не требуется. При этом российским аграриям стали доступны новые виды зарубежной техники. В основном не новой, а бывшей в эксплуатации, но в очень хорошем состоянии и отличного качества.

На тот момент единственным возможным местом расширения объемов продаж был экспорт в капиталистические страны. Для экспортных рынков трактор Кировец обладал очень сильным преимуществом - несравненно низкая цена покупки и эксплуатации.

Но был и важный и непреодолимый недостаток. Уровень технических решений по управлению КПП и гидравликой рабочего оборудования отстал от новых европейских стандартов, но самое важное - кабина не проходила по уровню безопасности.

Вот для решения этих задач Петербургский тракторный завод совместно с немецкими партнерами выпускает новую серию тракторов под индексом К-734 и К-744. Эти машины адаптируются под новые требования и начинают поставляться. Первые годы были ознаменованы высоким спросом и интересом. Но увы технологическая деградация постсоветского этапа дала о себе знать и, не выдержав заявления по качеству и надежности машин, тракторы этой серии к 2000 году перестали поставляться на экспорт.

Новая эра

Неудача на рынке Европы и развитие поставок, прежде всего, бывших в эксплуатации импортных тракторов в Россию ставили под угрозу само существование Петербургского тракторного завода.

Руководство завода решило, что спасение в обновлении уже российской линейки тракторов, которую уже 27 лет не обновляли. Сейчас или уже никогда!

Серия, модели

2002

2014

2017

2018

2019

2020

2022

К-744Р

             

К-7

             

К-7М

             

К-424

             

К-525

             

К-744Р

к-744р

Так проект К-744 был переработан с немецких на российские реалии, получил в конце новый индекс Р (Россия) и стал с 2002 года предлагаться клиентам как серийный продукт. Решение было хоть и запоздалым, но верным. И еще более верным было дать целую линейку машин мощностью от 250 до 350 лс, затем спустя несколько лет и 390 и 420 лс. Этот шаг полностью угадал тренд роста мощности тракторов и размеров хозяйств.

Основные отличия серии К-744Р от К-700А и К-701 во внешнем виде, в наличии подрессоренного переднего моста, комфорте оператора (центральная посадка тракториста, отопитель и кондиционер, дополнительная шумо и виброзащита), конечно же встроенного силового каркаса кабины для защиты оператора от опрокидывания, наличии вариантов гидравлики рабочего оборудования с аксиально-поршневым насосом и увеличенным топливным баком и предложением опции сдваивания колес в заводском исполнении.

При этом следует сказать, что сохранялись долгое время и самые простые комплектации с простыми шестеренными гидравлическими насосами.

Одним из приятных разнообразий для клиентов стало применение в серии на машинах мощностью 354, 401 и 428 лс двигателей Мерседес. Их главные отличия в большей экономичности, более широкой тракторной полке крутящего момента, большем запасе крутящего момента, чем у Тутаевского мотора и меньшем шуме, и вибрации.

Долгие 14 лет серия этих тракторов очень медленно модернизировалась. И только в 2014 году она по-настоящему обновилась впервые (за это время конкуренты два раза обновили модельный ряд).

Обновление трактора в основном прошло по редизайну внешнего облика (чтобы прокричать всем об изменении) и обновлению КПП - модель КПП называлась Т5, а система ее управления Командпост (уход от старой системы многорычажного управления на современные кнопки и шифтеры, а также автоматизацию обработки возможных ошибок включения, увеличение ресурса деталей).

Эти изменения серии и начатые реформы на предприятии буквально спасли его от краха и вывели в лидеры своего сегмента. По разным оценкам тракторы Кировец занимают около 50-60% рынка тракторов мощностью от 300 л.с.

Пожар, К-424 и К-525

к-424

В июле 2017 года на Заводу произошел крупный пожар, который практически уничтожил домашнее производство КПП. Ее восстановление растянулось на два года. Тем временем производство собственно КПП было размещено на многих заводах, а сборка по-прежнему была ПТЗ. Но конечно же все ее узлы и детали были от этого сильно дефицитны.

Как мне кажется, именно это обстоятельство не дало шансов ставить на новинку свои КПП. Так начиналась судьба новой модели трактора Кировец под индексом К-424. К этому обстоятельству еще вернемся.

К-424 классифицируется как трактор с шарнирной рамой мощностью 240 лс, шел он на смену легендарным К-700А. Тысячи старых машин семейства К-700 намеревался заменить Петербургский тракторный завод своей новинкой.

Машина получилась интересная и долгожданная. С одной стороны, тысячи старых аналогичных по типу машин, с другой, из доступных альтернатив только машины Харьковского тракторного завода, которые на тот момент практически не производились.

Что удалось в тракторе, а что нет?

Компоновка собрала лучшие наработки: комфортная и защищенная кабина, двигатель с комонрейлом, баки по бокам, система управления КПП уже нового поколения и впервые серийно установленная электрогидравлика и система силового и позиционного управления навеской в базе. И при всем при этом трактор вошел в транспортный габарит, который не требует согласования при выезде на дороги общего пользования. Трактор по своим параметрам и современности обогнал старшую серию К-744Р.

Что не удалось? Самого важного так и не получилось. В условиях дефицита была установлена коробка ZF c небольшим набором передач (всего 3 в рабочем диапазоне). В сельском хозяйстве такая коробка не позволит быть эффективным в широком диапазоне изменчивых условий- разные поля по грунту, по влажности, плотности и рельефности. И, кроме того, у такой коробки не было возможности установить ВОМ. Что идею универсальности полностью перечеркивало.

Конечно, есть еще вопрос почему трактор в таком мощностном диапазоне так и не стал пропашным, почему не перешли на классическую компоновку. Сейчас этот класс тракторов идеально подходит и фермерам, и крупным агрохолдингам для возделывания пропашных (кукуруза, подсолнечник, свекла). Для них мощности огромной не надо, но нужна простая система прямолинейного движения вдоль рядков. Вопрос остается без ответа.

к-525

Когда новый восстановленный цех КПП на Петербургском трактором заводе был запущен и смог выдать большие объемы КПП, завод завершил выпуск К-424 и начал производить его новую модификацию К-525, которая в основном отличалась усиленной рамой и КПП, унифицированной с К-7.

Новая модификация К-525 решила проблемы трансмиссии К-424 и стала пользоваться повышенным спросом, за которым завод (как говорят в рынке) не успевает.

К-7 и К-7М

к-7

Во-первых, чем отличается по-крупному серия К-7 от предыдущей серии К-744Р и, во-вторых, а чем же К-7М от К-7 отличается?

Начнем по порядку – отличие К-7 от предыдущего поколения К-744Р:

  • конечно, внешний вид
  • подготовка под установку системы параллельного вождения от фирмы Тримбл
  • колеса увеличенного радиуса для увеличения пятна контакта
  • в опции стала доступна гидравлика рабочего оборудования увеличенного потока вместе с функцией power beyound (передача потока минуя распределитель трактора сразу на распределитель сельскохозяйственного орудия)
  • тягово-сцепное устройство увеличенной грузоподъёмности
  • сменные хвостовики на ВОМ и плавный запуск ВОМ
  • преобразовать напряжения в опции 24/12В с током 50А
  • сотни улучшений по обслуживанию трактора
  • увеличение в два раза срока межсервисного ТО и увеличение гарантии до 3 лет или 3000 мч – один из лучших показателей в отрасли

Серия К-7 еще позиционировалась заводом как новая потому, что новый цех по производству КПП работал уже на полной мощности и ряд производств обновлен и теперь большое количество узлов и деталей тракторов собирались на современнейшем оборудовании! А значит точность и качество их производство совсем на другом уровне. Многие трактористы замечают, что даже коробка стала сама по себе тише работать, наверно благодаря новых более точным технологиям производства.

к-7м

А что же нового смог завод показать в тракторе К-7М:

  • пожалуй, одна из самых сильных и необычных для постсоветского пространства новаций завода — это возможность заказать трактор как в готовых насыщенных комплектациях, так и собрать свой трактор под задачи. Обратите внимание на конфигуратор на сайте https://kirovets-ptz.com/configurator/. Кстати это самый простой способ узнать цену на любой трактор Кировец.
  • внешний вид изменился, чтобы подчеркнуть новизну
  • мосты новой усиленной конструкции, которые лучше подходят под сдваивания колес и снижение давление на грунт
  • подготовка под установку опции телеметрии (совместно с компанией Омником)
  • двигатели ТМЗ обновленной конструкции
  • КПП уже новой модели Т7 с увеличенным ресурсом
  • новая кабина Комфорт Плюс
  • тяговый брус был переведен в базовую комплектацию
  • преобразователь уже в базе на 50 Ампер и есть опция на 90

Завод не стоит на месте и в конце 2021 года выпустил обновление уже К-7М. Основные долгожданные новации ставят этот трактор на один уровень с мировыми образцами:

  • двигатели запускается кнопкой
  • телеметрия устанавливается в базу
  • на всех тракторах в базе электрогидравлика
  • на всех в базе сельхознавеска с системой позиционно-силового регулирования
  • клиентам предлагаются как опция, так и в готовом комплекте система вождения от Тримбл
  • в кабине рабочее место оператора обрело полностью безрычажную систему управления (уже и регулировка насоса и управление распределителем полностью на подлокотнике)

Объявления о продаже тракторов Кировец самых разных поколений очень часто встречаются на сайте Технорадар.

 

Главный редактор сайта Технорадар Антон Кузнецов


При использовании материалов с сайта, прошу указывать ссылку на данную страницу или на сайт Технорадар

Мой Дзен канал