Очень интересно подвести промежуточные итоги (за 6 мес. 2022 года) по оценке спроса на сельскохозяйственную технику в России, США и Канаде.
Россия
Вид техники |
6 мес. 2022 |
6 мес. 2021 |
% |
Тракторы не полноприводные |
14 404 |
15 479 |
-6,9 |
до 40 лс |
4 423 |
4 608 |
-4,0 |
40 – 100 лс |
7 537 |
6 591 |
14,4 |
более 100 лс |
2 444 |
4 280 |
-42,9 |
Тракторы полноприводные* |
2 067 |
1 962 |
5,4 |
Всего всех тракторов |
16 471 |
17 441 |
-5,6 |
Самоходные комбайны** |
2 822 |
4 466 |
-36,8 |
Источник: Росспецмаш
*- Тракторы с мощностью более 300 л.с., с 4 ведущими колесами равного размера, с поворотной или жесткой рамой
** - Зерноуборочные и самоходные кормоуборочные комбайны
В целом на рынке сельхозтехники России, прежде всего, по направлению тракторы и по направлению комбайны (а это почти 70% совокупного спроса на сельхозтехнику) фиксируем уменьшение количества сделок:
- продажи не полноприводных тракторов в сумме сократились на почти 7% к аналогичному периоду годом ранее
- при этом следует отметить рост на почти 15% продаж тракторов мощностью от 40-100 лс, это обстоятельство объясняется резким ростом поставок тракторов из Китая (по таким брендам как Foton, Zoomlion, YTO рост 2-3 раза), цены на которые стали из-за крепкого рубля очень "конкурентными". Вопрос как долго крепкий рубль будет таковым?! Очень рискованный момент для развития продаж китайской техники.
- в сегменте не полноприводных тракторов от 100 лс резкое сокращение (-43%) по причине самоограничений европейских и американских производителей, которые ранее удовлетворяли этот спрос
- в сегменте мощных полноприводных тракторов отметим рост почти на 6% и это стало возможным благодаря феномену Петербургского тракторного завода. Феномен - потому что это не стандартная для российской действительности ситуация. Петербургский тракторный завод последние 5 лет занимался настоящим импортозамещением, а когда пришел час Х, это позволило выпавшие поставки импортных производителей заместить и дальше наращивать производство. Завод по итогам 6 мес. нарастил производство на 25%, что полностью перекрыло уход импортных брендов и компенсировало производственные проблемы своего внутреннего конкурента, продукция которого сильно зависима от импортных поставщиков
- на рынке комбайнов трагедия, поставки упали почти на 40%. И объяснение тому не столько остановка поставок импортных комбайнов, а высокая степень зависимости отечественных комбайнов (на долю российских и белорусских комбайнов приходится до 80% рынка) от импортных комплектующих
По словам экспертов и дилеров причины сокращения продаж в основном не в потере платежеспособности клиентов, хотя и по этому направлению отмечаются негативные "звоночки", а в основном в снижении товарного предложения. И феномен Петербургского тракторного завода еще раз подтверждает эту мысль, ведь продает он свои тракторы Кировец тем же клиентам, что и комбайновые заводы.
Не секрет, что ряд крупнейших американских и европейских производителей тракторов и комбайнов вышли из торговых отношений и перестали отгружать продукцию своим российским дилерам.
Следует отметить два следствия этого демарша зарубежных производителей:
- по закону спроса и предложения сокращение предложения при том же уровне спроса приведет к росту цен в целом на рынке, по некоторым видам техники текущие цены уже выше цен начала февраля текущего года на 30-50%!
- крупные дилеры зарубежных производителей смогли наладить "обходные" поставки импортных запчастей на "запрещенную" технику, тем самым сохранив около 1/3 своего оборота и свое доброе имя перед клиентами. Чтобы сохранить свой бизнес некоторые дилеры сейчас переориентируются на поставки китайской агротехники
Российская индустрия попала в новую реальность: ряд ключевых европейских, американских и японских производителей компонентов также объявили бойкот. Это, прежде всего, коснулось двигателей, трансмиссий, гидравлических компонентов, систем автовождения и точного земледелия. Это обстоятельство привело к тому, что некоторые так называемые премиальные модели тракторов и комбайнов российские заводы не могут выпускать. А некоторые производители не смогли делать и стандартные серийные продукты или им пришлось сократить объемы их производства, потому что нет альтернативных доступных компонентов внутри России и поставки из Китая, Турции и Индии не могут быть резко увеличены.
США и КАНАДА
Вспоминая классика, зададимся вопросом "Ладно ль за морем, иль худо? И какое в свете чудо?". Вначале немного сухих таблиц и графиков.
Статистика по США
Вид техники |
6 мес. 2022 |
6 мес. 2021 |
% |
Тракторы не полноприводные |
143 017 |
165 105 |
-13,4 |
до 40 лс |
99 597 |
118 289 |
-15,8 |
40 – 100 лс |
32 138 |
36 585 |
-12,2 |
более 100 лс |
11 282 |
10 231 |
10,3 |
Тракторы полноприводные* |
1 286 |
1 446 |
-11,1 |
Всего всех тракторов |
144 303 |
166 551 |
-13,4 |
Самоходные комбайны** |
2 150 |
2 275 |
-5,5 |
Статистика по Канаде
Вид техники |
6 мес. 2022 |
6 мес. 2021 |
% |
Тракторы не полноприводные |
14 588 |
15 728 |
-7,2 |
до 40 лс |
9 976 |
11 087 |
-10,0 |
40 – 100 лс |
2 871 |
2 931 |
-2,0 |
более 100 лс |
1 741 |
1 710 |
1,8 |
Тракторы полноприводные* |
349 |
485 |
-28,0 |
Всего всех тракторов |
14 937 |
16 213 |
-7,9 |
Самоходные комбайны** |
481 |
569 |
-15,5 |
Согласно данным организации AEM (аналог российской Росспецмаш) по итогам 6-ти месяцев 2022 года продажи тракторов и комбайнов и в США, и в Канаде существенно снижаются: около 13-16% по тракторам и 5-15% по комбайнам. Следует отметить, что текущие значения продаж существенно ниже прошлого год, который был рекордным, но если сравнивать продажи со средними показателями за последние 5-ть лет, то снижения мы не обнаружим.
Что говорят эксперты о причинах снижения? Это, конечно же, микс причин. По оценкам исследователей самая существенная — это рост цен на технику. Другая важная составляющая комбинации негативных факторов - рекордные цены на урожай уже достаточно сильно откатились, что сильно остужает инвестиционные настроения фермеров, ровно как так же и действует рост ключевой ставки ФРС США и значит кредитов. Ну и до сих пор производственные цепочки, нарушенные во время мировой пандемии Ковида, не восстановились, поэтому запасы дилеров истощены.